Здесь Вы найдете много интересного !

Здесь Вы найдете много интересного !
Мой плюшевый магазин

воскресенье, 22 июля 2012 г.

Одесса - 100 лет спустя. Часть VII. И последняя...


Ну что, дорогие читатели, вам понравились экскурсии по Одессе? Захотелось побывать в ней - не только виртуально, но и реально? Если да - добро пожаловать, Одесса ждет вас в гости!

А я пока продолжу свой рассказ про Одессу современную и столетней давности. Хотя нет, "продолжу" - не совсем верно. Эта часть будет последней, и завершит проект "Одесса - 100 лет спустя". Не спешите грустить - впереди будут увлекательные рассказы про Южную Пальмиру, про ее жителей и свойственный только им юмор.


29 - Канатная, 23.
Сабанские казармы.





Здание появилось в Одессе в 1827 году. Его построили по заказу польского магната Сабанского, которому нужно было зернохранилище в Одессе. Три года спустя, за участие в польском восстании, Сабанского лишают всего имущества, впрочем, милостиво ограничившись лишь этим и сохранив экс-магнату жизнь и свободу. Зернохранилище передается военному ведомству, и используется как казармы.
В 1918-1920 годах здание отдается под только что открывшийся политехнический университет. Сейчас здесь расположились казарма и учебный корпус Одесского государственного университета внутренних дел.
В длину здание занимает ни много ни мало 140 метров. Фасад хорошо виден с дальнего расстояния благодаря крутому спуску к Карантинной балке. Кстати, внешне фасады напоминают казармы Павловского полка, построенные по проекту архитектора В. П. Стасова в Ленинграде.


30 - Жуковского угол Деволановского спуска.
Новиков мост.



Новиков мост - старейший из каменных мостов Одессы. Он сооружен в 1822-1824 годах по проекту знаменитого одесского ученого и инженера Жюста Гаюи. Инициатива строительства принадлежала, как нетрудно догадаться, Новикову - купцу и подрядчику стройки. Кроме общественного интереса - удобства перемещения между улицами города, этот человек преследовал еще и личную выгоду: он был владельцем канатного завода (именно ему улица Канатная обязана своим названием), и мост связывал его завод и центр города по улице Жуковского (тогда - Почтовой).
Мост - один из немногих старых мостов Одессы, имеющий приличный вид. А все - благодаря капитальной реставрации 2009 года.
Кстати, если кому интересна тема одесских мостов - а эта тема обширна и достойна внимания - советую заглянуть вот сюда. Любопытная статейка.

31 - Жуковского, 18.
Бродская синагога - Государственный архив Одесской области.



Серое здание на углу улиц Пушкинской и Жуковского. Величественное, монументальное здание снаружи - и развалина внутри. Уникальная архитектура, медленно и верно рушащаяся у нас на глазах... Когда-то в этом здании играл орган и раздавались молитвы одесских евреев. Сейчас там пылятся полки архивов.
В далеком 1863 году состоялось заседание одесского строительного комитета и членов еврейской молитвенной школы по вопросу строительства Бродской синагоги. Городская власть дала разрешение на возведение здания. Проектом руководил архитектор И. Н. Колович, задумавший построить компактное здание в стиле итальянской готики. Оно строилось на деньги еврейской общины из города Броды, чем и обязано своим названием. Основным материалом был ракушняк - доступный и недорогой материал, из которого строилось большинство домов старой Одессы. Правда, тогда никто не знал, что дешевый строительный материал сослужит плохую службу культовому сооружению - из-за постоянных перестроек внутри здания и регулярных осадок грунта под его фундаментом по ракушечниковым стенам поползли трещины...
Во время Второй мировой румынские оккупанты зашли в Одессу. Они и переоборудовали синагогу в архив, и с тех пор, с их подачи, здание и поныне числится архивом, сменив за это время с десяток вариаций названий. При советской власти внутренняя часть здания многократно перестраивалась, и сейчас уже мало что напоминает об изначальном облике, задуманном Коловичем.
В 2006 году здание было внесено в перечень памятников архитектуры, но чересчур поздно: за три года до этого зданию был присвоен статус аварийности. Впрочем, если бы его причислили к числу памятников архитектуры раньше, вряд ли что-то было иначе. Синагога неторопливо разрушается, ставя под угрозу не только архитектурную память, но и память историческую - госархив.

32 - Привокзальная площадь.
Одесский железнодорожный вокзал.



Одесский железнодорожный вокзал - вещь тупиковая. Это известно каждому одесситу и тем гостям города, которые приезжали в Одессу поездом. Рельсы заканчиваются меньше чем в сотне метров от здания вокзала. Поезд приходит в Одессу, выпускает пассажиров, а затем к последнему вагону цепляется тягач, который уводит состав "задом наперед" на отстой. Иначе на нашем вокзале не развернуться, да и уехать дальше не получится - даже если продлить линию рельс, она пройдет по Пушкинской и уткнется в Черное море.
История одесской железной дороги начинается 15 января 1863 - именно в этот день было принято решение о строительстве и утвержден устав Одесско-Балтской железной дороги, которая соединяла Одессу с центральными районами Украины. Параллельно с началом строительства путевых сооружений в районе Конной площади (ныне станция Одесса - Товарная) начали строить вокзал, локомотивный сарай (депо) и мастерские.К началу 1890-х годов вокзал перестал отвечать требованиям города, и, к тому же, находился в неудобном для пассажиров месте. Так что с разрешения императора Александра II было принято решение о строительстве нового вокзального комплекса. Одесский вокзал перенесли на старую границу Порто-Франко, в конец Итальянской (ныне Пушкинской) улицы. Проект принадлежал  архитектору В.А.Шретеру, строительство велось под чутким руководством А.И. Бернадацци.
В 1883 году вокзал открылся - роскошное здание в форме буквы "П", обращённое короткой частью с главным входом на Привокзальную площадь в сторону улицы Пушкинской. Поезда входили между длинными флигелями, где были расположены платформы и упирались в короткий флигель - та самая тупиковость вокзала. Здание имело два выхода - на Привокзальную (основной) и Сенную площади (боковой), главный вход прикрывала трехарочна лоджия с часами, перроны имели навесы для защиты пассажиров от дождя и солнца, перед вокзалом находился небольшой парк с фонтаном.
Здание простояло 60 лет. Во время Великой Отечественной, в 1944 году, его взорвали. Вскоре был объявлен тщательно контролируемый всемирный (!) конкурс на новое здание одесского вокзала. Его построили в рекордно короткие сроки - с ноября 1950 по июль 1952 - по проекту архитектора Чуприна. В строительстве вокзала участвовал весь город: профессорско-преподавательский состав Одесского строительного института разработал метод скоростного строительства, в строительстве принимали участие бригады одесских заводов, тысячи одесситов проводили здесь воскресники, приходили во внерабочее время для выполнения различных подсобных работ. Со всех сторон шли вагоны с кавказским дымчатым, серым среднеазиатским мрамором... В строительстве принимали участие специалисты по отделочным работам Закавказья, Урала, Карелии.
Величественное здание, результат труда тысяч людей, мы видим и сегодня. Его реконструировали несколько раз, последняя и самая масштабная была в 2006 году. Чуть больше недели назад - 12 июля этого года - здание вокзала отметило свое 60-летие. Величественные сухопутные ворота в Одессу прочно стоят уже более полувека. И, к счастью, есть все основания утверждать, что они простоят так еще немало.

На этом я хочу с Вами попрощаться...
Я очень надеюсь, что Вам было интересно побродить со мной
по моему любимому городу...Я прощаюсь с Вами ненадолго, и буду показывать  свои фотоработы с видами города ;)

До встречи, Лиза.

"Одесса - 100 лет спустя" подошел к своему логическому завершению. Мы прогулялись только по небольшой части города и рассмотрели те здания, которые запечатлены на старых открытках.
Возможно, многие из Вас заметили, что не было остановки около главной жемчужины города - красивейшего здания Оперного Театра. О самом здании, об его архитектуре, о его сегодняшней жизни я расскажу Вам чуть позже.
А еще поведу Вас за кулисы - туда, в самое сердце театра, куда никогда не заглядывает зритель, и Вы увидите, как рождается чудо, ощутите биение сердца театра, его пульс...

До скорой встречи!
    

1 комментарий:

  1. Ларис,спасибо!!! вчера пересматривали фильм "Однажды в Одессе" и я видела площадь с твоих фот)) было так приятно,что узнала)))

    ОтветитьУдалить