Наша сегодняшняя виртуальная экскурсия закончит маршрут, начатый неделю назад – мы заглянем в конец (или все таки начало?) Приморского бульвара, а затем неспешным шагом двинемся вглубь города.
24 – Думская площадь, 1.
Старая биржа - Одесский городской совет.
Ну вот, мы с вами возле святая святых одесской власти – возле здания мэрии. Вот уж не знаю, пускают ли простых смертных внутрь, брать здание «на абордаж» пока не пробовала.
Зданию почти две сотни лет – его строили с1829 по 1837 годы по проекту архитектора Ф. К. Боффо. Изначально оно использовалось Одесской товарной (Старой) биржей, и было некоей импровизацией архитектора на тему античности – внешним видом оно так и просится куда-то в Грецию… Изначально главный фасад занимали два ряда колонн, а за ними размещался открытый дворик, мощенный каменными плитами. Ризалиты и задний фасад прорезали огромные, в два этажа, полуциркульные окна. Однако, для расширения площади, необходимой для банковских операций, здание было перестроено. Случилось это в 1871-1873 годах. Архитектор Ф. И. Моранди заменил второй ряд колонн фасада стеной с парадным входом, перекрыл дворик и перестроил его в Белый зал, соединим с биржевым (Розовым) залом через колоннаду, возведенную на месте наружной стены здания. Огромные полуциркульные окна были заложены кирпичом, зато фасад обогатился скульптурой и лепкой.
Здание пострадало во время войны – правое крыло было разрушено попавшими в него снарядами, разворочены стены и перекрытия… В 1946-1949 годах его реставрировали и даже немного реконструировано, изменив планировку и увеличив число рабочих помещений. Восстановили Розовый зал – практически в первозданном виде, а Белый зал отстроили фактически с нуля.
Хоть ныне здание и является мэрией, о его биржевом прошлом напоминают две скульптуры руки одесского скульптора Луиджи Иорини, расположенные в нишах по краям здания: Церера (слева) - богиня плодородия и земледелия, и Меркурий (справа) - покровитель купцов и путешественников. Над колоннадой, как символ непрерывного бега времени, расположились две женские фигуры – День и Ночь. Под ними – часы, сделанные в 1886 году в Лондоне фирмой "Смит и сыновья" по спецзаказу городской Думы. Диаметр их циферблата составляет 2 метра, масса не много не мало – полторы тонны. Во время войны, когда здание горело, они упали, и восстановили часы только в 1946 году. Каждые пол часа куранты играют отрывок из оперетты «Белая акация» И. Дунаевского - мелодию «Одесса, мой город родной». Кстати, эта же мелодия встречает и провожает одесситов и гостей города на железнодорожном вокзале. К вокзалу мы еще придем в одном из следующих выпусков, а пока двинемся дальше – к археологическому музею.
25 – Ланжероновская, 4.
Городская библиотека - Одесский государственный археологический музей.
Казалось бы – достаточно известное здание, интересное внешне, с музеем внутри – но касательно него архивы предательски немногословны. Выдают лишь основные сведения: построено в 1883 году по проекту архитектора Ф.В. Гонсиоровского, изначально планировалось под библиотеку, потом туда «затесался» еще и музей.
Парадный вход здания, его колонны, архитрав с надписью «Музей» (на старой открытке – «Городская публичная библиотека») и треугольный фронтон – еще одно напоминание об античности, так гармонично вписывающееся во внешний облик Одессы.
26 – Ланжероновская, 8.
Дом Навроцкого.
Оставив позади музей, давайте поднимемся вверх по Ланжероновской, пройдем мимо Оперного театра – ему немного позже будет посвящена отдельная статья – и остановимся возле богато украшенного скульптурами и лепниной дома Навроцкого, одной стороной выходящего на дворик Пале-Рояль. Восьмой дом улицы сооружен в 1891 году по проекту архитектора И.Ф. Яценко. Некогда на его месте находилась лавка купца К. Меля, которая была частью торговых рядов, построенных в 1841-1843 гг. по проекту архитектора Д. Торичелли. Эти торговые ряды одесситы, обожавшие проводить аналогии между Одессой и Парижем, назвали Пале-Роялем, и это просторечное название так гармонично вплелось в говор жителей, что прижилось, наверное, на века. Мало кто из одесситов знает, что сорок лет – с 50-х по 90-е года прошлого века – Пале-Рояль именовался сквером имени Чарльза Дарвина. Какой там Дарвин, у нас тут кусочек Парижа!Со временем торговые ряды сменились жилыми зданиями. Дом из красного кирпича и ракушечника принадлежал владельцу, издателю и редактору одной из самых популярных газет в Одессе "Одесского листка" Василию Васильевичу Навроцкому. Начав карьеру простым наборщиком в типографии, он скопил деньги и начал издавать свою собственную газету, сначала размером в один лист, а со временем превратившуюся в одну из самых солидных газет города. В 1892 году был достроен третий этаж здания – для конторы и редакции «Одесского листка», а четыре года спустя к дому присоединили еще и лавку.
Газета была закрыта в 1920 году, через девять лет после смерти Навроцкого, и с тех пор дом потихоньку приходил в запустенье. Место «Одесского листка» заняла газета «Одесский коммунист», потом – «Станок», а до недавних лет там находился местный ЗАГС. Дом ветшал, разрушался потихоньку, пока в начале 21 века ему не сделали капитальный ремонт, вернув, наконец, первоначальный облик. К сожалению, одну маленькую деталь так и не восстановили – часы на башенке, хорошо видимые на старой открытке. Дом Навроцкого был одним из немногих зданий старой Одессы, имевших часы. От них осталось лишь мансардное окошко, да и купол выше сменился на безвкусную «луковицу»… Плюс невесть откуда взявшийся четвертый этаж, с явным трудом пытающийся вписаться в стиль здания. А в общем и целом – пожалуй, этому дому еще повезло.
Газета была закрыта в 1920 году, через девять лет после смерти Навроцкого, и с тех пор дом потихоньку приходил в запустенье. Место «Одесского листка» заняла газета «Одесский коммунист», потом – «Станок», а до недавних лет там находился местный ЗАГС. Дом ветшал, разрушался потихоньку, пока в начале 21 века ему не сделали капитальный ремонт, вернув, наконец, первоначальный облик. К сожалению, одну маленькую деталь так и не восстановили – часы на башенке, хорошо видимые на старой открытке. Дом Навроцкого был одним из немногих зданий старой Одессы, имевших часы. От них осталось лишь мансардное окошко, да и купол выше сменился на безвкусную «луковицу»… Плюс невесть откуда взявшийся четвертый этаж, с явным трудом пытающийся вписаться в стиль здания. А в общем и целом – пожалуй, этому дому еще повезло.
27 – Пушкинская, 15.
Отель «Бристоль» - Гостиница «Красная» - Отель «Бристоль».
Налюбовавшись на дом Навроцкого, давайте пройдем три квартала по Пушкинской. Перекресток улицы с улицей Бунина не может не впечатлить – две жемчужины в одном месте. Начнем с четырехэтажного здания, грандиозного, величественного, захватывающего дух и поражающего воображение – с гостиницы «Бристоль».
Построенная в 1898-1899 годах по проекту архитекторов Александра Бернардацци и Адольфа Минкуса, она была первой четырехэтажной гостиницей Одессы. Еще тогда, в самом начале, заведение позиционировалось как элитное - 100 номеров стоимостью от 1 руб. 50 коп. до 15 рублей в сутки (что по тогдашним меркам было довольно крупной суммой), телефоны в каждом, вышколенная прислуга... Особо отмечали ресторан с обедом из пяти блюд, стоимостью 1 руб. 25 коп. Отель по праву считался одним из самых благоустроенных и лучших в России. В нем останавливались знаменитости – Иван Бунин, Вера Холодная, Теодор Драйзер…
После революции отель был закрыт, а здание быстро пришло в упадок. Шикарные номера переоборудовали в кабинеты для рабочих железной дороги. Во времена НЭПа гостиницу возродили под именем «Красная» - в честь Красной армии, Красного знамени и Красной площади в Москве. И снова – огромную популярность завоевал одноименный ресторан при гостинице, в котором бывали Исаак Бабель, Зиновий Герд и Владимир Высоцкий.
В 2002 году здание было закрыто на полную реконструкцию. Долгие восемь лет оно стояло в строительных лесах и монтажных сетках, пока в декабре 2010 снова не открылось – как пятизвездочный отель с возрожденным названием «Бристоль».
Кстати, с отелем в советские времена была связана одна любопытная история. Есть у Одессы город-побратим – Йокогама в далекой Японии. Прислали они нам как-то в качестве подарка краску, специально для «Красной». Советские рабочие покрасили фасады, и спустя не такое уж долгое время свежее покрытие начало лущиться и облазить. Возмущенные власти направили жалобу в Йокогаму – мол, что это вы нам за подарок такой сделали? Японцы, и сами удивленные, отправили в Одессу своего эксперта. Тот взял образец краски прямо с фасада, в переносной маленькой лаборатории поколдовал над ним, похимичил и констатировал, что японской краски там – от силы половина. Куда делась остальная часть японского подарка, доподлинно не известно…
28 – Бунина, 15.
Новая Биржа – Одесская филармония.
Ну как, рассмотрели «Бристоль» со всех сторон? Да? Тогда предлагаю взглянуть на вторую жемчужинку – к тому же, идти никуда не надо. Напротив отеля расположилось здание, кладкой стен фасада, витыми колоннами из белого мрамора, витражами и спокойным великолепием напоминающее венецианский Дворец Дожей. Разрешите представить – перед вами одесская филармония, бывшее здание биржи.Согласно одесской легенде, банкиры и экспортеры выписали из Италии архитектора Бернардацци, и заказали ему здание биржи. Особым пожеланием был зал – лишенный всякой акустики, чтобы рядом сидящий человек тебя не слышал. Архитектор долго ломал голову над пожеланием клиентов, и в конце концов нашел выход. Зал биржи был поистине уникален – при общей замечательной проходимости звука он добился эффекта «глухоты ближнего». Это можно наблюдать и сейчас – говорящего со сцены прекрасно слышно в любом уголке зала даже без применения усилителей, зато шуршание, скажем, обертки конфеты, которую решил съесть ваш сосед, так и не долетит до вашего уха.Однако, легенда легендой, а правда о создании биржи все таки немного иная. В 1891 году городские власти объявили всемирный (!) конкурс, на котором из тридцати работ выиграл проект начинающего венского архитектора В. И. Прохаски. Доработать сей проект поручили Бернардацци, который впоследствии и руководил процессом строительства с 1894 по 1899 годы. Имя великого архитектора увековечено в названии ресторана при филармонии, а его бюст и памятная доска установлены в нише центрального входа в здание в 1900 году – как подарок благодарных одесситов «в ознаменование 50-летней деятельности архитектора строителя биржи». По обе стороны от бюста, на мраморных колоннах, вырезаны имена тех людей, кому здание обязано своим чарующим обликом: мраморщиков, скульпторов, резчиков по дереву, художников.
Если посмотреть на высокую резную дверь с бронзовыми ручками в виде драконов, расположенную со стороны Пушкинской улицы, то над ней увидите годы строительства здания. Над парадным входом еще можно разобрать нещадно замазанные слоями краски медальоны гербов Одессы, Бессарабской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний, символизировавших престиж Новой биржи. Кстати, в свое время уникальному внешнему виду биржи угрожало уничтожение – власти намеревались провести реконструкцию здания с полным изменением фасада, однако этому решению воспротивились не только инженеры, но и простые одесситы.
В 1937 году в Одессе основали Государственную областную филармонию, изначально как филиал Харьковской, впоследствии уже как самостоятельную организацию. Ей передали симфонический оркестр и в 1946 году – здание Новой биржи. С тех пор назначение здания не менялось.
Интересный фоторепортаж в двух частях можно глянутьздесь и вот здесь.
На этом наша сегодняшняя прогулка закончилась. Я надеюсь, что Вам понравилось и Вы непременно придете на встречу в следующую субботу.
По сему я с Вами прощаюсь и желаю хороших выходных :)
Лиза
Каждый раз, читая Ваши посты про Одессу тогда и Одессу сейчас, я все больше влюбляюсь в этот город!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
потрясающе, очень люблю такие сравнительные фото, спасио Вам! по большому счету не так уж и изменилось все;)
ОтветитьУдалитьЛариса,было очень интересно,спасибо! и все же старые фото мне нравятся больше))))
ОтветитьУдалить