Сегодня наша прогулка будет не очень большой, мы остановимся только около четырех объектов архитектуры, о которых можно говорить почти бесконечно - как восхищаться их создателями, так и сожалеть о сегодняшнем их состоянии...
Начиная "раскапывать" материалы для этого проекта, мы с Лизой даже не осознавали, как много интересных фактов мы найдем, и, к сожалению, только малая часть вошла в этот проект (иначе бы он был бесконечен...)
Все, что вам рассказывает Лиза, прошло через сердце, радуя и раня одновременно... заставив о многом задуматься.
Вы готовы? Тогда вперед!
Наша сегодняшняя виртуальная прогулка будет посвящена в основном знаменитой одесской Соборке. Но давайте сначала заглянем на улицу Елисаветинскую и посмотрим на один из шикарных домов Одессы.
18 – Преображенская, 13 (Елисаветинская, 20)
Дом Имбера
Удивительная вещь: если обычно про одесские дома выдающейся и ошеломляющей архитектуры известно многое, то дом Имбера (в некоторых источниках - Инбера) – исключение в этом правиле. Источники дают сухую сводку – доходный дом построен в 90-х годах девятнадцатого века, архитектор – С. А. Ландесман. И все. Даже о человеке, чье имя носит дом – о некоем гражданине Имбере – ничего не известно. Предполагают, правда, что он был в родстве с мужем поэтессы Веры Шпенцер, после замужества ставшей Имбер, но точно этого никто не знает.
На старой фотографии мы видим шикарный четырехэтажный особняк – первый этаж отдан магазинам, второй и третий богато украшены лепниной, над карнизом расположились изящные скульптуры. И самая великолепная часть здания – огромная балконная ниша на углу, высотой на все четыре этажа. Причудливая вязь решеток, фигуры атлантов и кариатид в выемки и просто фантастический купол, венчающий это великолепие. Богатейшее украшение лепниной, необычайно гармонично смотрящееся на здании, вся эта ажурность, утонченность и легкость…
Сейчас от этой роскоши мало что осталось. Дом приведен в более-менее приличный вид, он выкрашен и отреставрирован, но… Лепнина третьего этажа и балконов, скульптуры на крыше и сам купол – все уничтожено. Оставшееся напоминает о былом великолепии, фасад смотрится пусто, особенно, если знаешь, каким он был раньше. Дом нынче жилой, со сдающимися в аренду офисными помещениями.
19 – Преображенская, 23
Кафе Либмана
Этот дом одесситам хорошо известен – так же как и его сосед, многострадальный дом Руссова. Об этих зданиях можно вести длинный, интересный и захватывающий рассказ, о них можно говорить часами, обсуждать, рассуждать… И история эта будет печальной. Очень – потому что показывает, какое наплевательское отношение имеют люди, в чьих руках сосредоточена власть, к шедеврам архитектуры города. И потому, что здания, скорее всего, уже обречены.
В 1887-1888 годах по проекту архитекторов А. Ниеса, Э. Меснера и И. Моргулиса на углу Преображенской и Садовой был построен доходный дом. Как и многие дома Одессы, он изобиловал лепными элементами, но главной его особенностью была скульптурная группа на крыше. Дом был известен благодаря пекарне и кондитерской, расположенных на первом этаже, и кафе с бильярдной. Все это принадлежало одесскому предпринимателю Бернгарду Эрнестовичу Либману. Кафе, между прочим, было оборудовано по последнему слову тогдашней техники – с применением электрического освещения.
После революции верхние этажи и мансардные помещения были переделаны под коммуналки, а первый этаж в разное время занимали различные организации – сберкасса, издательство, букинистический магазин… Сейчас здание, числящееся памятником архитектуры, находящееся практически в самом сердце Одессы, неподалеку от Дерибасовской, находится в аварийном состоянии и требует не просто срочного – а немедленного капитального ремонта. И причина, к сожалению, не в самом здании – внешне оно довольно хорошо сохранилось, да и скульптуры на крыше все еще стоят, созерцая Одессу с высоты птичьего полета… Главная проблема – в соседе, доме Руссова. Это не менее великолепное здание давно завешано лесами, несколько раз горело и сейчас находится в ужасающем состоянии. Если верить экспертам – а как им не хочется верить! – то здание уже обречено, и простой реставрацией здесь не обойтись. В случае с домом Руссова надо снести имеющийся остов и отстроить здание заново, с нуля, заменив даже фасад, потому как старый имеет огромную трещину и не способен нести нагрузку. Имеется проект, предусматривающий полное восстановление памятника архитектуры, и даже были начаты работы, но… очевидно, кто-то положил глаз на землю, и проект так и повис в воздухе – власти не дают добро на продолжение работ и спасение уникального здания. А тем временем разрушающийся дом Руссова «убивает» своего соседа, дом Либмана. Если в ближайшее время этими двумя зданиями не займутся – Одесса потеряет две свои жемчужинки.
О доме Либмана и его многострадальном соседе можно говорить долго. Но, знаете, - это больно – видеть рушащийся на глазах шедевр. Так хочется однажды проехать мимо Садовой по Преображенской – а дома Либмана и Руссова стоят как новенькие…
Дом Руссова перед пожаром 2009 года |
Проект восстановления дома Руссова |
Интересную статью про дом Руссова можно прочитать здесь.
20 – Соборная площадь.
Памятник графу Воронцову и Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор
Многие ли современные жители Одессы знают, чем обязан их город генерал-губернатору и Светлейшему Князю Михаилу Семеновичу Воронцову? Не знаю. Однако именно благодаря ему Одесса приобрела столь значимое торговое назначение, благодаря ему она стала воротами в мир, благодаря ему благосостояние города достигло высот. Воронцов, прожив часть жизни в Одессе, скончался здесь же, 6 (18) ноября 1856 года. А спустя семь лет ему был воздвигнут памятник.
Пожертвования на памятник поступали из всех уголков Российской империи. Проект монумента заказали мюнхенскому скульптору Фридриху Бруггеру, архитектором выступил Франц Боффо. Бронзовые части заказали в Германии, а с пьедесталом возникли трудности. Начались они с нехватки средств на добычу каменных глыб, потом оказалось, что транспортировать их (а добыча велась аж в Крыму) гораздо труднее, чем добыть, далее последовали три месяца доставки материала к крымскому побережью, во время которой взрывали скалы и засыпали овраги, после ждали полного штиля на Черном море для погрузки глыб на корабль, а впереди была еще и доставка камней на Соборную площадь… Но все завершилось благополучно, трудности были преодолены, и 9 ноября 1863 года был открыт памятник генерал-губернатору Новороссийского края и Бессарабской области, генерал-фельдмаршалу Светлейшему князю Михаилу Семёновичу Воронцову. Прочитали молебен, произнесли несколько речей, дали салют. Памятник прижился, был принят одесситами (отмечали необыкновенное сходство монумента с «оригиналом») и стал достопримечательностью.
Семьдесят лет спустя, с приходом советской власти, два главных символа Соборной площади – собор и памятник – готовились к уничтожению. Начали со святого – урны с прахом Воронцова и его жены Елизаветы были выброшены на улицу, а могилы мародерски разграблены. Но стараниями одесситов – и жизнью одного из них, шофер Никифора Ярового, прах был тайно вывезен на Слободское кладбище и захоронен там. Ярового за это расстреляли. В 2005 году прах вернули в восстановленный собор, на то же место, где он изначально покоился.
Так вот, вернемся к памятнику. Разрушив собор, приступили к нему. Пригнали трактор, набросили на памятник мощную цепь. Трактор сдвинулся с места, цепь натянулась до предела и… лопнула. А Воронцов, мудрый, красивый и спокойный, остался стоять на тяжеленном пьедестале из крымского гранита, сверху вниз глядя на людей, пытающихся разрушить память о нем. Памятник оставили на месте, и он сохранился до наших дней, на Соборной площади рядом со Спасо-Преображенским собором.
Сам же собор – ровесник Одессы. Когда в августе (по новому стилю – в сентябре) 1794 года состоялось торжественное освящение «новорожденного» города, освятили и место строительства церкви Николая Чудотворца. А год спустя был заложен первый камень прародительницы кафедрального собора – маленькой церквушки. Архивы говорят, что строительство каменного собора было поручено архитектору В. Вонрезанту, и в ноябре 1795 года была освящена закладка собора во имя того же святого. Храм должен был быть построен за два года – но после смерти Екатерины II, приказом Павла I сооружение храма, как и другие строительные работы в Одессе, прекратились. В январе1803 года градоначальником Одессы стал Ришелье, и он подал в Петербург на утверждение планы двух церквей из шести строящихся, добившись разрешения на постройку и выделения средств из государственной казны. Строительство продолжилось, и 25 мая 1808 года законченный собор был освящен, получив «имя» Спасо-Преображенского.
В 1825 году был разработан проект колокольни, стоящей отдельно от собора, а сама она была построена в 1837 году. После этого последовали реконструкции здания – первая была проведена в 1841 году, когда старую церковь и колокольню объединили трапезной частью. К этому времени собор стал кафедральным, что требовало увеличения площади. Частичные реконструкции собора производились в 1870-1880 годах, а в 1894 году сделали капитальный ремонт. В 1900-1903 годах, в ходе масштабной реконструкции был изменен фасад, выстроены два боковых купола, к восточному фасаду пристроили портик, украсили колокольню. Внутренний вид очаровывал и захватывал дух обилием света и пространством, колоннами и полом из белого мрамора, иконостасом из серого полированного мрамора и высотой колокольни – 72 метра.
В мае 1936 года собор был разрушен советской властью как объект, не представляющий архитектурной ценности. По воспоминаниям очевидцев, это было одинаково страшно и впечатляюще. Все имущество вывезли, разграбили могилу четы Воронцовых, чудом удалось спасти их прах, огромный колокол оставили посреди площади… В день разрушения Соборку оцепили войсками, оттесняя толпы жителей города. Поскольку блоки, составлявшие стены собора, были скреплены раствором на яичном желтке, и их разделить было просто невозможно, приняли решение взорвать колокольню так, чтобы она упала на собор и разрушила его. Расчет удался. Собор рухнул, сотрясая округу грохотом, рухнул, повыбивав стекла на близлежащих улицах, рухнул на глазах у тысячи одесситов…
Храм умер на почти семьдесят лет. В 1996-1999 году провели раскопки, в ходе которых нашли старый фундамент собора. 5 сентября 1999 года начало строительства было освящено и объявили конкурс на выполнение строительно-реставрационных работ, который выиграла компания «Стикон». 1 февраля 2000 года строительство было начато. В конце апреля того же года заложили первый камень в основании колокольни, которая была торжественно открыта 6 января 2001 года, в канун Рождества Христова. Собор считается полностью построенным в день принятия его в эксплуатацию – 18 марта 2005 года. В ноябре 2005 прах Воронцовых вернули в восстановленный собор и перезахоронили в нижнем Храме точно под тем местом верхнего Храма, где останки покоились восемьдесят лет. В 2008 году на колокольню воздвигли 14-тонный колокол, который звучит с 3 сентября 2008 года.
Сейчас здание собора – величественное и красивое украшение Соборной площади. Вместе с памятником Воронцову оно напоминает одесситам об истории их города.
муррр...очень интересно... и печально... хочется дожить до того момента, когда к таким шедеврам будут относится как заграницей...только не верится.(
ОтветитьУдалитьМне тоже печально, Марина ((( И самое страшное, что такое творится повсеместно...
ОтветитьУдалитьЛариса, случайно попала на эти экскурсы. Спасибо огромное! Так интересно, особенно видеть те места, где бывала сама.
ОтветитьУдалитьА отношение к архитектуре... эх, у нас еще печальнее. В позапрошлом году, приехав из Одессы осенью, я прошлась по старому центру Кишинева. У вас хоть сетками какими то строительными здания затянуты, для гостей города так вообще кажется, что вовсю идет реставрация. А у нас от барельефов на старых зданиях скоро останутся только темные пятна - места, где когда то они были.
Печалька, как говорится нынче на просторах сети.